«От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» - /Прит.14.23/.
Уберегайте весь быт от всякого пустословия. Не совсем вижу, именно как переведете на разные языки это очень точное и многозначительное выражение — пустословие. На некоторых языках оно имеет равнозначащее слово, но на других пришлось бы выразить его описательно, а это всегда нежелательно.
Греческое слово эутра-пелт, переведёно, как «пустословие», означает искушенность в «праздное времяпрепровождение». Глоссолалия в Энциклопедическом словаре: Глоссолалия - (от греч. glossa - язык и lalia - болтовня - пустословие), особый вид расстройства речи: произнесение бессмысленных сочетаний звуков, сохраняющих некоторые признаки связной речи (темп, ритм, структура слога и т. п.).
Например, когда попугай повторяет человеческие слова, в этом нет никакой мысли. Тот же эффект возникает, когда человек при говорении слов не вкладывает в них никакого содержания.
Пустословие – пустые, бесплодные разговоры. Еще один общий недостаток говорения (и монологического, и диалогического) – это малая информативность речи, незначительность ее содержания. Устная речь не должна быть пустопорожней болтовней. Это понятие имеет множество синонимов – праздная болтовня, пустопорожние речи, пустые разговоры. Начиная со времён седой древности, люди видели и чувствовали их неуместность и тот вред, которые они наносят нашей ментальной и эмоциональной сферам. О вреде пустословия говорили мудрые мужи и жёны всех времён и народов – и эллинские мыслители, и учителя буддизма, индуизма, ислама, христианства, иудаизма и других мировых и локальных религий.
Пустословие можно считать одним из серьезнейших недостатков человека. Можно бы записать это явление даже восьмым (или сколько их там) смертным грехом, наряду с: «не убий» и «не укради». Пустословие настолько гнусно-внушающий отвращение, настолько низменно, что ассоциируется с людьми ограниченными и недалекими. Пустословие отнимает массу полезного времени, сил и нервов у людей им не страдающих. Пустословие обрекает нормального вменяемого и мыслящего человека опускаться на самое дно примитивных бытовых проблем в духе низости.
Пустословие является, как и гыйба-сплетня - по-мусульмански, Зловонный запах гыйба - сплетни распространился в местах скопления людей, и также в частных местах. Его запах ты можешь почувствовать, идя по дороге, находясь в учреждениях, передвигаясь в общественном транспорте. И даже в комнате с семейным ложем исходит зловонный запах сплетни - гыйба. Одной из наиболее распространенных болезней языка. Человек болтает о ненужных вещах, попусту тратя свое и чужое время. Иногда «безобидная» болтовня становится причиной многих конфликтов, споров, к которым приводят недопонятые или выдуманные разговоры. Любовь к болтовне отдаляет человека от Посланника Бога.
И последний вид преступления словом — пустословие и многословие. Пустословие — это желание, переходящее в привычку, говорить о ненужном и пустом. Пустослов — враг своей души и вор чужого времени. Если пустослов не выговорится, то чувствует себя больным и несчастным. А вот для окружающих пустослов является бременем, потому что если его выслушаешь, то заболеешь сам. Поэтому нам надо учиться великой науке — молчанию. Многословие примыкает к пустословию, но все-таки отличается от него. Многословный человек может говорить о нужном и полезном, но при этом он не может отделить главного от второстепенного и употребляет много лишних слов. Во время беседы с таким человеком внимание притупляется, и постепенно перестаёшь даже понимать, о чём он тебе говорит. Появляется чувство утомления. У многословного человека, как правило, отсутствуют культура мышления, чувство меры и уважение собеседнику. С кем особенно надо стараться не быть многословным? С человеком старше тебя по возрасту. С тем, кто лучше тебя знает предмет разговора; с человеком, который хочет поймать тебя на слове, чтобы очернить; с больным, которого ты пришел проведать. С человеком, у которого расписана каждая минута; с тем, кто перебивает тебя, смотрит во время разговора по сторонам и на часы, кто отвечает невпопад и слушает тебя, закрыв глаза (ты наскучил собеседнику), кто в твоем присутствии сердится на что-то без причины. Не следует говорить о том, чего ты не знаешь и в чем ты не уверен. Пусть лучше у твоего собеседника появится желание, чтобы ты говорил еще, чем желание, чтобы ты скорее замолчал.
Пустословие с нами везде и всюду и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Можно ли терпеть семейные посиделки, когда собирается толпа родственников и начинается треп о том, как кто-то сильно постарел или соседский придурок в сорок пятый раз женился. Может многих бесит, когда встречаются две клуши посередине и без них узкого прохода и обсуждают какие затычки лучше и что «мой-то козлина-мужинёк». Можно ли терпеть, когда на наивный детский вопрос мамаша несет полную ахинею, тем самым, воспитывая в своем чаде, очередного пустослова.
Но особенно убивают сообщения в твиттерах (англ. Twitter — «чирикать», «щебетать», «болтать») и прочих социалках - много слов вроде есть, а смысла почему-то не видно. в духе «посмотрел телевизор». Для чего это? Кому это интересно? публике. Подтерся пальцем – напиши о том, как не допустить подобной ошибки. Посмотрел телик? Сам дурак. Или, если увидел что-либо полезное, поделись с аудиторией. А пока – это пустословие, на которое ты потратил 2 минуты своей жизни, не принеся никому, а тем более себе, никакой пользы. «И для чего вы столько пустословите?» - /Иов. 27.12/.
Но пусть тот, не вдумавшийся в сказанное им, раскинет умом, сколько подлинного вреда было нанесено ничем другим, как пустословием. Произносится это пустословие — «просто так», «просто сказалось», «просто зря». А выходит оно совсем не просто. Ведь «просто» есть хорошее слово, ибо всякая простота во всех приложениях уже хороша. Но то-то и есть, что произносящий эту ставшая обычно формула «просто так» — не имеет ничего общего с подлинною простотою, а ближе всего и чаще всего имеет отношение к невежеству.
Подобно Пустоцвету, однополый тычиночный (мужской) цветок. Нередко называют обоеполые цветки, оставшиеся бесплодными из-за недоразвития или уродства, а также цветки, у которых по каким-либо причинам не произошло опыление и оплодотворение. Подобно христианам - пустословам, у которых не произошло опыление Святым Духом и стали пусты духовно. Человек, не сделавший в жизни ничего полезного. Всю жизнь прожил пустоцветом.
«Будь красноречивым, но не пустословом, ибо пустословие - то же безумие»-/Унсур аль Мали/.
«Некоторые же, выдающие себя за учителей закона, отклоняются от самой цели закона: они принимаются рассуждать, но их рассуждения превращаются в пустословие; они выдают себя за учителей, но берутся учить других тому, чего сами не понимают. Если церковь развращается такими учителями-пустословами, то этому не следует удивляться, ибо, как мы видим, так было от начала. Заметьте: когда люди, особенно служители, уклоняются от великого закона любви, то они обращаются к пустословию; когда человек теряет из виду цель, то неудивительно, то с каждым шагом он удаляется от правильного пути к пустословию. Споры, и особенно религиозные, являются пустословием; они бесполезны, ни к чему доброму не приводят и крайне вредны и пагубны; и, тем не менее, в религии многих людей нет почти ничего, кроме пустословия. Те, что много пустословят, любят учить других и рвутся быть учителями» - /Мэтью Генри/
Любое говорение должно нести полезный для слушателей смысл, нужную информацию – новую, поучительную, может быть, увлекательную – и в то же время верную, перспективную для них.
Когда говорим о всяких многозначительных понятиях как добрых, так и темных, то подчас, наряду со словами страшными, вроде предательства, присоседится и такое, как бы малозначительное слово, как пустословие. Кто-то скажет: «Странно, если понятие пустоты может иметь значение, а тем более — вредительское».
Нередко бывает, что человек вспоминает самые грубо примитивные действия и помыслы и уверяет, что в них он чувствовал себя проще. Но ведь это не была простота, — просто была одичалость. Таким порядком хулится прекрасное понятие просвещенной простоты.
Особенно же часто всякие хуления произносятся среди бессмысленного пустословия. Из него же вытекает и сквернословие, вредительское попустительство и вообще всякое небрежение. Когда весь мир содрогается в смущениях и в судорогах, тогда особенно невыносимо всякое пустословие. Времени так мало. Не хватает мгновений на выражение самого нужного, самого значительного и неотложного. И эти драгоценные, неповторимые часы безумно растрачиваются на загромождающее пространство пустословие. Нередко так любят позорное пустословие, что называют его отдыхом. При этом говорится: «Не все же толковать о серьезном, просто поболтаем». А вдумайтесь в это поверхностное выражение «поболтать» и вы увидите, что оно не может, в существе своем, успокаивать, а будет вести к раздражению. Хорошо возмущать воду, если это имеет какой-то значительный, благой смысл.
Болтание почти противоположно смыслу, а все бессмысленное, не будем доказывать, непристойно. Кто может сказать, когда из несерьезного произрастает серьезное? Кто возьмется судить, какое именно сорное семя быстрее всего заглушит бережливые посадки? Вряд ли имеется садовник, который, наряду с бережливыми, полезными посадками, будет так же неразборчиво рассеивать семена сорняков. Такой пример, казалось бы, совершенно ясен, но в том-то и дело, что пустословие не считается сорняком. Сорные травы, сорняки, растут при грязных дорогах или около заброшенного жилья и всяких развалин, и навозных куч.
Если пустословие подобно сорняку, то и места произрастания его этим определяются совершенно точно. Пустословят на грязных дорогах, в обветшалом, пыльном обиходе. Пустословят от безделья, от невежества, от отупения. А ведь всякое отупение поведет к огрубению — к той самой ужасной грубости нравов, которая противоположна не только всякой культуре, но и цивилизации.
В огрубении человек теряет и чувство справедливости, и соизмеримости, и терпимости. Начинается огрубение от очень малого, от почти неприметной распущенности, бравады, от допущения множества маленьких знаков, которые при зоркости и заботливости не могли бы вообще произрасти. На произрастании злаков можно учиться многим знакам жизни. Посмотрите, как изумительно настойчиво вторгаются всякие сорняки, а там, где сорняки, значит, там место было уже чем-то опоганено. В этом обиходном примере можно запомнить всю психологию, а может быть, вернее, сказать, физиологию пустословия. Коротко говоря, пустословие мерзкое бытие, не употребляющая в пищу души, предназначенный для отбросов. Один из героев «Драмы на охоте» блестящего Антона Павловича Чехова констатирует: «Был я того убеждения, что нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью».
Во многих формах проистекает такое мерзкое пустословие. Оно засоряет семейный быт, оно ожесточает сердца, наконец, оно загрязняет само пространство, ибо всякий звук не только не умирает, но претворяется и далеко, и высоко. Бывает, что в семейном обиходе добровольно полагается штраф за произнесение бранного слова. Это хороший обычай. Не мешало бы так же добровольно установить пеню и за всякое пустословие. Чем же можно обусловить пределы пустословий? Определить это совсем не так трудно. Если человек может формулировать, с какою именно значительною целью он нечто сказал, то это уже не будет пустословием. Но если опять произойдет сакраментальное «просто так», или «я не подумал» — то это и будет в пределах пустословий, соринка бытия.
Не молчальниками ли сделаться? Так, может быть, скажет человек, избегающий ответственности за говоримое им. Это было бы, прежде всего, трусливо, а всякая трусость уже будет невежеством. Казалось бы, насколько много дано всем, настолько богато и щедро все земное и надземное, что не хватит времени взаимно утвердиться в этих прекрасных дарах. От привычки будет зависеть, чтобы время не тратилось на пустую болтовню и на состояние отупения.
Возможно ли вообще состояние отупения? Поистине, заставить себя не мыслить еще труднее, нежели заставить себя думать. Мысль есть такое неотъемлемое, постоянное условие бытия, что нужно какое-то неестественное опьянение, чтобы организм пришел в состояние комы.
Когда люди с малых лет приучаются к значительному собеседованию и постоянному мышлению, то в этом естественном состоянии они получают истинную радость. Жизнь их наполняется значительностью. Каждый день и каждый час они могут дать себе отчет, что нечто созидательное исполнено.
Не раз говорилось, что, и само сонное состояние не есть состояние отупения. Во сне соприкасаются с тонким миром, во сне многому научаются и пробуждаются не только обновленными физически, как полагают, но и обогащенными духовно. Вероятно, многие замечали, что, засыпая с какою-то благою мыслью, они просыпались утром, мысленно твердя разрешение этой же мысли, очень часто в форме четкой и новой для них самих. Работа мысли безгранична.
Если эта область мысленной энергии так возвышенна и благородна, то, имеем ли право, засорять, ее состояние отупения и сорняком пустословия? Это само собою, казалось бы, понятно, но все же должно быть начертано на скрижалях каждого просветительного учреждения и во всем быту государственном, общественном и семейном. Сейчас время трудное. Тем более, нужно осознавать, где притаилось все сорное и вредительское.
Маски притворства и лицемерия многолики. Подлинность и простота должны быть применяемы во всем их настоящем, ответственном значении. Это вовсе не отвлеченность, но та простая ответственность перед бытием, которая составляет долг каждого человека. И совсем нетрудно при исполнении этого высокого долга, прежде всего, отказаться от пустословия, от этого сорняка, от этого пожирателя ценностей времени. Один такой отказ уже внесет в жизнь ту значительность, которая обычно гармоническое - приятное со всем прекрасным, надземным и Вечным.
И когда Писание говорит, что: «При многословии не миновать греха» - /Прит.10.19/, то оно говорит, конечно, вовсе не о том, что нельзя много говорить. Как это часто понимается христианами, а о том, что нельзя много говорить бессмысленных вещей, пустых слов. «А непотребного пустословия удаляйся» - /2Тим.2.16/.
Источник: Библия. Н.Рерих – «Врата в будущее». Н.Романова, А.Филиппов «Словарь. Культура речевого общения».
Прочитано 11978 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 4,2
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Уважаемый Валерий!
Прочитывая вашу статью, мне пришло на память некоторые высказывания и один пример из жизни.
Мой дядя, любил напоминать тем, кто просто болтал языком, что ; " зачем говорить, если мозги отдыхают и сердце не побуждает", немного иронично сказано.
Второй случай, когда я был в гостях у моего брата в Будапеште, мы сидели у него в роскошном офисе, и тут заходит делегация из разных стран " бизнесмены большого бизнеса, магнаты кофейные из Бразилии и.т.д). Мой брат дал знак рукой мне, чтобы я остался. Они совещались между собой, договаривались о очередной транзакции большого калибра. Всю дорогу я молчал, и мало меня интересовало их разговор. Но когда брат выпроводил их, и вернулся назад, то смеялся до слез. Он рассказал мне, что эти люди приняли меня за кого-то большого человека из правительства. Не знаю, что это дал какой-то эффект для заключения договоров, но мне и сегодня смешно, или поучительно, как иногда молчания дороже золота. Ибо я тупой в бизнесе, и если бы я открыл свой рот, то они бы обнаружили мою тупость.
Так это было.
кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.